Группа депутатов Госдумы намерена дополнить федеральный закон
«Об образовании» пунктом, обязывающим принимать в школы детей,
проживающих на закрепленных за этими школами территориях. Вероятно,
парламентарии стремятся избежать повторения эксцессов при приеме
первоклассников в некоторые московские школы нынешней весной. Тогда,
напомним, родители дежурили ночами у дверей школ и прогимназий с хорошей
репутацией, чтобы записать туда детей.
Если поправку примут, юристы окажутся перед правовым парадоксом. Ведь поправка частично повторяет аналогичный пункт 11-й
статьи московского городского закона «Об общем образовании», отмененный
в апреле Мосгорсудом по иску прокуратуры как раз из-за противоречия
федеральному закону. Теперь разночтения будут устранены, и, получается,
в городской закон придется возвращать «неправильный» пункт.
Но дело даже не в этом. Территориальное прикрепление домов
к близлежащему саду и начальной школе действует и в некоторых
европейских странах. Важно, чтобы это прикрепление было гибким
и не превращалось в крепостное право, ограничивающее желание детей
учиться в тех школах, профиль и уровень образования которых
их устраивает. В нынешней редакции поправка может существенно усложнить
жизнь многих лицеев и гимназий, большинство которых не набирают,
а отбирают учеников после пятого или девятого класса. Если изменения
вступят в силу, те же школы «повышенного типа» могут обязать принимать
детей из окрестных домов вне зависимости от того, «физики» они, «лирики»
или просто лентяи.
Особенно сложные ситуации могут возникнуть в глубинке, где
качественное образование могут дать немногие образовательные учреждения.
Проблемы могут возникнуть и при наборе в профильные старшие классы
обычных школ, а это ставит под угрозу концепцию специализации среднего
образования, сближения его стандартов с требованиями вузов. Вопрос
необходимо урегулировать, разделив школы по уровню и профилю образования
или давая возможность лучшим набирать новые классы, говорят эксперты.
Еще одна проблема — методика нарезки школьных территорий. В столице
субъективизм иногда приводил к неравномерному прикреплению домов.
В провинции, где бывает, что из деревни или поселка в соседний район или
область добраться легче, чем в свой райцентр, прикрепление детей
потребует кропотливой работы.
Источник: "Ведомости" |